Сортировать по цене Сортировать по наличию Сортировать по новинкам Состояние Тип Назначение Материал корпуса Покрытие корпуса Форма корпуса Функции Тип циферблата Цвет циферблата Браслет/Ремешок Водонепроницаемость
Украина +380964502000

Декорирование калибров

Во главу угла

Так уж получается, что человек с самого своего рождения постоянно развивает в себе  способности отличать хорошее от плохого, красивое от безобразного, качественное от некачественного. У кого-то получается это делать лучше, у кого-то хуже. Но так или иначе мы ведем речь о критериях понимания некой эстетики, о чувстве вкуса отдельно взятого индивидуума… Так и в часовом деле – существует масса критериев, по которым одни часы можно отнести к категории высокого часового искусства, а другие – просто к числу добротных измерителей времени. Крайне важное место в таком вопросе занимает качество отделки часового механизма. Целью данной статьи является знакомство с различными видами декорирования калибров, применяемых швейцарскими часовщиками при производстве своих изделий.

1. Фацетирование (снятие фасок, франц. Anglage)

Является одной из наиболее знаковых операций, несущей мощную эстетическую доминанту, именно по ней зачастую судят об уровне окончательной отделки механизма. Суть операции состоит в скашивании острых граней платин и мостов механизма и последующей полировке образовавшихся плоскостей (фасок). Полировка должна быть безупречной, а толщина фаски должна выдерживаться равной по всей длине поверхности. Кроме того, высочайшего мастерства требуют места сопряжения двух фасок, такие как наружные и внутренние углы. Формирование идеальной грани углов осуществляется исключительно ручным способом, так как механизмам такие действия неподвластны. Впрочем, широко распространены и скругленные углы, обработка которых может производиться как механизированным, так и ручным способом.

Собственно, из вышесказанного и происходят два метода обработки. Первый – механизированный (современный), при котором фаска образуется станком, а последующая полировка может быть как механической или химической, так и ручной. Метод позволяет получить удовлетворительные результаты, однородную фаску (но только на скругленных поверхностях), отличается невысокими трудозатратами и отсутствием каких-то уникальных подходов в декорировании. Второй способ – исключительно ручной, при котором качество полировки фасок тем идеальнее, чем выше опыт и мастерство специалиста по полировке, а также количество затраченных им трудочасов. Очень кропотливый процесс требует усидчивости и незаурядных умений, что и выражается в значительной стоимости конечного продукта.

Наиболее традиционной и уходящей в глубь веков считается формирование фасок с помощью набора надфилей и последующей полировки посредством деревянного лощила и алмазной пасты. В отдельных случаях для ускорения процесса полировки используются шлифовальные круги из дерева с нанесенной полировочной пастой, но такой способ требует большего внимания, так как испортить деталь легче, к тому же он не подходит для полировки внутренних углов. Логично, что разные мастера могут иметь различные техники декорирования anglage, зачастую уникальные, позволяющие, на их взгляд, получить наиболее привлекательный вид мостов и платин.

2. Плоская или зеркальная полировка

Полировка отдельных деталей механизма позволяет визуально выделить и подчеркнуть их особое значение. К таким деталям обычно относят молоточки репетира, мосты турбийона, рычаги хронографа, анкеры. При этом различная степень полировки позволяет достичь разнообразного оттенка обрабатываемой детали, что позволяет применять контрастный подход в оформлении деталей часового калибра. Особенно интересно выглядит сочетание полированных и матовых участков.

Современный метод полировки подразумевает использование мелкой наждачной бумаги, имеет продолжительность от 10 до 20 минут и позволяет получить детали приемлемого качества. Традиционный метод гораздо более продолжителен (от 2 до 5 часов на одну деталь) и трудоемок, подразумевает закрепление детали на специальном приспособлении, разделяется на предварительную полировку более грубой наждачной бумагой и финишную с помощью деликатных абразивов, например, алмазных паст. В конечном итоге деталь получает идеально ровную, зеркальную поверхность, лишенную малейших микронеровностей.

3. Декорирование торцевых плоскостей

Обработка данного типа поверхностей мостов и платин механизма имеет важное значение, так как впоследствии они будут подвергнуты отделке anglage. А ведь именно боковины деталей имеют наиболее грубую поверхность с массой неровностей, так как по их контуру заготовка будущей детали часов вырезается из листа металла. Как и в ситуации со снятием фасок, выделяют ровные боковые поверхности, а также внутренние, внешние и скругленные углы.

На первоначальном этапе происходит обработка грубой поверхности с помощью различных  надфилей, для отверстий удобнее использовать инструменты круглого сечения, для плоской поверхности – соответствующей формы. В любом случае, даже после самого деликатного надфиля торцевая поверхность остается достаточно неровной, чтобы говорить о ее визуальной привлекательности в механизмах сколь-нибудь высокого уровня. Как правило, окончательным вариантом декорирования торцевых поверхностей выступает сатинирование (Le Satinage), вид которого определяется задумкой мастера. Его можно получить либо посредством шлифовки кусочком пемзы, либо путем использования более деликатных шлифовальных материалов.

Кроме того, сатинирование вообще крайне распространенный вид непритязательного декора для видимых и невидимых глазу поверхностей деталей, таких как рычаги, пружины, небольшие мосты.

4. Обработка отверстий и лунок

Необходимость такой операции в первую очередь вызвана тем, что края отверстий могут иметь крайне неровную поверхность, равно как и частицы металла, оставшиеся после прохождения сверла. Дальнейшая финишная обработка позволяет получить привлекательную зеркальную поверхность, которая будет гармонично смотреться как с простыми, так и воронеными винтами. В случае лунок под камни полировка, помимо эстетических целей, предохраняет узел от вытекания часового масла.

При механическом (современном) способе обработки отверстия после высверливания приводятся к нужным размерам специальным сверлом-разверткой, а формирование фаски происходит с помощью конусообразной фрезы. Дальнейшее улучшение качества полученной поверхности можно осуществить либо химическим методом, либо полировкой вручную. Лунки под камни также можно выполнить полностью механизированным способом, их полировку производят химически или с помощью галтовочного барабана, а также вручную для механизмов более высокого класса.

Не смотря на то, что механизированный метод дает вполне удовлетворительные результаты, наилучшее качество способен обеспечить традиционный ручной способ обработки. Имеющиеся в арсенале часовщиков ручные фрезы конической, круглой, шарообразной формы позволяют наиболее тонко подойти к получению аккуратных фасок с определенными параметрами. Завершающим этапом является зеркальная полировка, получаемая с помощью деревянных палочек, изготовленных из бересклета европейского.

5. Колеса и трибы

Декорирование колес и трибов, которые впоследствии собираются в один узел, занимающий свое важное место в колесной передаче механизма, происходит по отдельности с использованием тех или иных методов, описанных выше.

Непосредственно колеса подвергаются круговому зернению (Le Cerclage), которое осуществляется на плоской стороне колес с помощью абразивного камня. Суть процесса состоит  в том, что палочка квадратного сечения из природного мягкого сланца прикладывается к поверхности вращающегося колеса. Для пустотелых колес, внешний радиус которых поддерживается пятью плечами, характерным является снятие фасок на углах плеч. В механизмах более высокого класса данную процедуру зачастую выполняют вручную с использованием традиционных методов полировки. Признаком высочайшего класса является зеркальная полировка центральной части колеса (в месте установки триба), для того чтобы на его поверхности происходило отражение зубьев триба.

Стальные колеса характеризуются способностью к полировке зубьев, что придает им в отдельных случаях поистине роскошный вид.

Что касается самих трибов, то их финишная отделка может осуществляться либо индустриальным методом в галтовочных барабанах, при котором детали помещаются в вращающийся барабан, заполненный абразивными частицами;  либо традиционным методом с использованием полировочных паст и шлифовальных дисков из мягкого дерева (обычно используют древесину груши). Индустриальный способ весьма неплох, но подлинной красоты этого элемента можно добиться, лишь воспользовавшись давними традициями…

6. Винты

Винты, используемые в часовых механизмах, имеют как правило плоскую головку и шлиц под обычную отвертку. Для наибольшей эстетической привлекательности головка полируется и обрабатываются фаски как по ее окружности, так и внутри шлица. Также распространено воронение винтов, при котором они приобретают насыщенный синий оттенок.

7. Зернение (Le Perlage)

Один из наиболее часто встречающихся видов декорирования в часовых калибрах. Представляет собой узор в виде концентрических окружностей, расположенных рядом друг с другом, либо накладывающихся друг на друга. Используется на платинах, мостах, выточках и даже служит украшением циферблата часов.

Наносится как правило вручную на специальном станке для зернения. На поверхность детали опускается вращающийся деревянный или резиновый штифт диаметром от 1 до 3 мм с нанесенным абразивным порошком, оставляя ряд концентрических окружностей. При следующем контакте деталь смещается и наносится новый рисунок. Процедура повторяется по всей заданной поверхности детали. Главной задачей специалиста по нанесению кругового зернения является соблюдение постоянного шага между центрами окружностей и выдерживание одинаковой глубины рисунка. Последняя особенность зависит от типа используемого абразива, а также от того, насколько часто абразив в процессе декорирования наносится на штифт.

Индустриальный метод нанесения кругового зернения Le Perlage относительно редок в связи с использованием дорогостоящего оборудования – машин для зернения. Используется при производстве крупных партий деталей и позволяет получить высокую однотипность зернения на различных деталях.

8. Женевские полосы (Cotes de Geneve)

Также очень популярный тип украшения, главным образом, видимой части мостов, перемычек, роторов автоподзавода. Традиционно наносится с помощью деревянной насадки определенного диаметра, размещаемой на шпинделе станка и вращающегося  со средней скоростью в несколько сотен оборотов в минуту. Материалом для насадки выступают твердые сорта дерева (например, самшит), а профиль дна имеет чашеообразную форму, он покрыт мягким абразивом. При контакте насадки с поверхностью мостов (а они закрепляются на специальном основании в той же ориентации, в каком будут установлены в механизме) и плавном смещении вдоль выбранной оси, происходит формирование характерной полосы. Последовательности полос одинаковой ширины и расположенных через равные интервалы удается добиться благодаря опыту и мастерству специалиста по нанесению этого вида декорирования. Глубина и фактура рисунка также относятся к числу параметров, определяемых квалификацией мастера и умением подобрать правильный состав абразива.

Стоит отметить, что в современных калибрах женевские полосы могут быть не только традиционными, параллельно нанесенными, но и круговыми, а также имеющими солнечный мотив, т.е расходящимися в разные стороны от какой-либо точки механизма.

Также справедливо утверждение о том, что современные методы нанесения женевских полос зачастую поручают специальным станкам с числовым программным управлением.

9. Прочие виды отделки

Помимо вышеперечисленных видов декорирования отдельных деталей механизма, существует еще несколько разновидностей, характерных для калибров швейцарского производства.

Le Colimaçonnage – мотив, очень часто используемый на храповых колесах, заводных барабанах и крышках заводных барабанов. Представляет собой спиралевидный узор, получаемый особым способом на наждачном кругу. На представленной ниже фотографии заводного барабана AP cal. 3120 таким способом декорирована внешняя сторона, в центре — декор Le Soleillage.

В последнее время использование такого мотива стало популярным и на поверхности мостов, взамен привычного Cotes de Geneve. Так, в компании Maurice Lacroix свои мануфактурные калибры украшают декором, который носит название Grand Colimaçonn.

Стоит отметить, что тип декорирования мостов – это прерогатива изготовителя механизмов, поэтому его выбор может определяться не только традициями, как в случае с Cotes de Geneve, но и желанием удивить покупателя, представить что-то новое, необычное. Так в Greubel Forsey активно используют фирменную «инеевую» обработку мостов, получаемую с помощью металлических щеток.

Le Soleillage – тип декорирования в виде линий, расходящихся к внешнему краю детали и имеющих общую точку пересечения в ее центре. Также характерен для храповых колес и поверхностей заводных барабанов. Для его формирования также используют наждачный круг специальной воронкообразной формы. Фрагмент механизма JLC cal. 849 позволяет пронаблюдать за мостом анкера (расположен под колесом баланса), декорированный в таком стиле.

Также в высококлассных механизмах можно встретить использование гильоширования – рельефного рисунка на поверхности металла, образующего строгий геометрический узор. Наиболее часто его применение приходится на украшение ротора автоподзавода, но встречаются и более уникальные случаи. В частности, F.P.Journe использует гильоширование платин вместо привычного perlage, а мосты Jaeger-LeCoultre Reverso Gyrotourbillon 2 украшает мотив Clous de Paris.

Гравировка – еще один из способов украшения видимой части деталей механизма, главным образом мостов и платин. Вручную выполняется с помощью специализированных резцов, штихелей и грабштихелей. Мастерство граверов позволяет получать порой удивительные узоры, но важно отметить, что механизмы с гравировкой не всегда уместны в сочетании с корпусами модных форм, скорее они уместны в более классических сочетаниях…

Индустриальная гравировка имеет место при создании надписей либо чисел, всегда имеющих  место быть на мостах либо платинах, и в большинстве случаев выполняется с помощью станков с числовым программным управлением, где движения механического резца подчинены заранее заложенной программе. Также следует упомянуть о используемой в некоторых случаях гравировке посредством пантографа и о куда более современной лазерной гравировке.

Таков перечень наиболее распространенных видов финишной отделки, используемой в часовом деле. В конечном итоге, особое эстетическое восприятие красиво отделанного механизма вряд ли внушит его обладателю уверенность в такой же безукоризненной точности и высокой надежности. Собственно, покупка дорогих механических часов уже давно не связана с такими ожиданиями. А вот то, что высококлассная обработка намного ближе приближает часы к объекту высокого искусства, ни для кого не секрет. И часы, несущие индивидуальность, в этом отношении всегда ценнее просто точных и надежных часов…

Фацетирование Плоская или зеркальная полировка Декорирование торцевых плоскостей Обработка отверстий и лунок Колеса и трибы Винты Зернение (Le Perlage) Женевские полосы (Cotes de Geneve) Прочие виды отделки
Другие новости по теме
Легендарный калибр Omega, побывавший на Луне, возвращается
09.01.2019 Легендарный калибр Omega, побывавший на Луне, возвращается

Потребовалось 2 года и секретная команда под кодовым названием «Аляска 11», чтобы возродить механизм

Читать далее
Цифровой инжиниринг изменяет традиции часового дела
05.12.2018 Цифровой инжиниринг изменяет традиции часового дела
Это не столько энергетическая революция, сколько материальный драйв...
Читать далее
Carl F. Bucherer представил новую конструкцию турбийона
09.05.2018 Carl F. Bucherer представил новую конструкцию турбийона

Периферийный турбийон от «Carl F. Bucherer» не имеет мостов, и выглядит плавающим в воздухе.

Читать далее
Вход в личную коллекцию

Регистрация

Восстановление пароля