Métiers d’Art – точка пересечения прошлого, настоящего и будущего
Более чем 250-летняя история часового дома Vacheron Constantin основана на философии преданности своему культурному наследию. Регулярно пополняемая коллекция Métiers d’Art призвана увековечить некоторые почти забытые древние промыслы, и в этом смысле она служит своеобразным мостом, соединяющим целые исторические эпохи. Каждая модель из коллекции Métiers d’Art – это точка пересечения прошлого, настоящего и будущего, квинтэссенция человеческого труда, который сначала породил традиционные ремесла, а затем обеспечил их преемственность из поколения в поколение.
В основу новой коллекции Métiers d’Art – Les Univers Infinis, как и в остальных линиях, заложено стремление к творческому началу, благодаря чему тонкое часовое ремесло предстает перед зрителем в новом экспрессивном и современном обличии, в котором строгая математика сочетается с изысканной эстетикой. Лейтмотивом новой линии стали репродукции мозаичных картин нидерландского художника Маурица Корнелиса Эшера. Миниатюрные композиции мастера мануфактуры создавали с привлечением сразу нескольких мастеров традиционных художественных промыслов: эмалевой росписи, инкрустации, гравировки и гильоширования.
Свои работы нидерландский художник и гравировщик Мауриц Корнелис Эшер (1898-1972) строил на изящном сочетании архитектуры, перспективы и психологии восприятия пространства. Он был истинным гением, способным играть зрительными образами на грани здравого смысла и, поразительно сочетая безукоризненность исполнения с богатством воображения, изобретать новые трехмерные пространственные формы, физическое существование которых возможно лишь на плоскости.
Часы с изображением голубей: гравировка, эмалевая роспись в технике шамлеве, инкрустация и гильоширование.
Корпус, изготовленный из белого золота (его диаметр для всех моделей Les Univers Infinis составляет 40 мм, высота — 8.9 мм), с узким безелем, крайне гармонично сочетается с большим циферблатом и элегантными стрелками. Циферблат являет собой произведение искусства, которое в процессе создания побывало в руках сразу четырёх искусных ремесленников, работающих в мастерских часовой мануфактуры.
Vacheron Constantin часы Les Univers Infinis Limited Edition 20
Ref. 86222/000G-9774
Первым за дело берется гравировщик, который на основе циферблата из желтого золота намечает контуры голубей, после чего гравирует изображение, подготавливая его для эмальера под роспись в технике шамлеве. Эта кропотливая работа требует бесконечной сосредоточенности и точности, так как симметрия композиции не должна содержать ни единого изъяна.
Затем подходит черёд эмальера. Ему приходится иметь дело с практически бесконечным набором цветовых оттенков и полутонов, которые возникают при совмещении эмали с оксидными пигментами, из которых, в свою очередь, можно составлять различные комбинации. Художник продумывает и комбинирует цвета, которые после отжига в печи гармонично сливаются в насыщенные фиолетовые оттенки. Перед окончанием работы эмальер покрывает фигурки фиолетовых птиц прозрачной эмалью. Для отделки белых голубей он использует матовый состав, который не скрывает гравировку, за счет чего создается удивительное ощущение визуальной глубины изображения.
После того как работа над эмалью окончена, будущий шедевр попадает в руки инкрустатора, которому предстоит украсить одного из голубей. Для этого используются бриллианты, которые благодаря своему блеску и игре света притягивают внимание и позволяют подчеркнуть всю грациозность птичьего полета.
Завершающий штрих вносит гильошир – повелитель рельефов – который усиливает визуальную глубину композиции на циферблате. Гильоширование – чрезвычайно сложный процесс, поэтому для эмалированных изображений он используется крайне редко, особенно при окончательной отделке. Мастер терпеливо и неторопливо наносит резьбу на твердую эмаль, и голуби словно оживают.
Часы с изображением рыб: гильоширование и перегородчатая эмаль в технике клуазон.
Vacheron Constantin часы Les Univers Infinis Limited Edition 20
Ref. 86222/000G-9689
На циферблате этой модели из коллекции Métiers d’Art – Les Univers Infinis в изящных серо-синих тонах изображена стая плещущихся рыб. Мотив этой композиции, созданной с помощью гильоширования и эмалевой росписи клуазон, позаимствован из работы руки Маурица Корнелиса Эшера.
Изображение вырезано на основе из белого золота, а глаза рыб аккуратно выгравированы. Гильошир с потрясающей ловкостью и поистине творческой интуицией создает симметричный узор из микроскопических надрезов толщиной в десятую долю миллиметра. В результате на изображении появляются взаимно параллельные контуры, очерчивающие головы, хвосты и плавники рыб, туловища которых покрываются блестящей чешуей.
В свою очередь эмальер обводит контуры фигур и с помощью тонкой золотой проволоки намечает фрагменты, которые будут различаться по цвету эмали.
Именно в этом и заключается суть эмалевой росписи в технике клуазон. После того, как эмаль нанесена на каждую рыбку, картина помещается в горячую печь для процедуры обжига. Эту операцию художнику предстоит повторить несколько раз для того, чтобы цвета приобрели насыщенность. После окончательного обжига изображение подвергается полировке для сведения разделительных проволочек и эмали на один уровень и лакировке для придания циферблату блеска.
Часы с изображением ракушек: гравировка и эмалевая роспись в технике шамлеве.
Vacheron Constantin часы Les Univers Infinis Limited Edition 20
Ref. 86222/000G-9685
Циферблат этой модели изображает желтоватое морское дно с примостившимися на нём морскими звездами и раковинами, поверх которых «проплывают» изящные и легкие скелетонированные стрелки. Переплетенная композиция из звезд и ракушек наделена изумительной перспективой, которая в зависимости от освещения по-разному передает анатомию морских жителей.
Первым к работе приступает гравировщик, который «сухой» иглой обозначает на циферблате контуры раковин, а затем вырезает отдельные участки, создавая рельефную гравировку для последующей эмалировки в технике шамлеве.
После этого эмальер заполняет вырезанные полости эмалью, которая затем обжигается при температуре от 800° до 850°C. Эту процедуру проводят несколько раз, после чего изображение полируется и покрывается лаком. Заключительный штрих в композицию снова привносит гравировщик, в задачу которого входит обработка туловищ морских звезд.
Эмалевая роспись в технике шамлеве требует идеального взаимопонимания между работающими в паре мастерами, ведь именно от согласованности их действий ключевым образом зависит окончательный результат.
В заключение отметим, что сердцем трех новых моделей служит калибр 2460SC с автоматическим подзаводом, отмеченный престижным Женевским клеймом (диаметр — 26.2 мм, толщина — 3.6 мм, 27 камней, 182 детали, 28'800 пк/ч, запас хода — 40 ч). Он полностью спроектирован и собран мастерами дома Vacheron Constantin и отличается великолепной ручной отделкой. Сквозь сапфировое стекло прозрачной задней крышки можно любоваться ее элементами: полированными гранями (anglage), жемчужной фактурной шлифовкой платины (perlage), мостами с гравировкой Côtes de Genève и золотым ротором с элегантным переплетенным гильоше.